П Р Е Д И С Л О В И Е История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время коренным образом изменились ее предмет, задачи и методы исследования. Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами, имеющими, как правило, непреходящий характер (они были актуальны на протяжении всего процесса формирования географии и продолжают обсуждаться и в наши дни). К таким темам относятся определение объекта и предмета науки; представления об основных способах научного географического познания; положений о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза; идеи географического детерминизма и индетерминизма, и целый ряд других. В настоящее время в географии усилились интеграционные тенденции, заставившие задуматься о необходимости общей (комплексной, единой) географии, призванной исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, каждому из которых соответствует определенная парадигма, которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии. На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. С середины ХIХ века начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа географических (территориальных) систем (геосистем) естественно-историческим методом, их объяснение. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине ХХ в. единую – пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины ХХ в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география. Это, в частности, пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем. Целью современной географии является изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования и управления этими системами. На первоначальном этапе развития географии преобладали территориальные и акваториальные открытия, связанные с появлением зачатков науки и карты. На этом этапе географический кругозор был крайне узок. Он ограничен локальными рамками обитания отдельных племен. В дальнейшем география формировалась на региональном уровне. Географические знания о Земле, которые накапливались разными народами древности и средневековья, были преимущественно знаниями о тех или иных географических регионах. Современный этап включает исследование на мировом (глобальном) уровне. Развитие связей между народами сопровождается соответствующим расширением их географического кругозора. Устанавливаются межконтинентальные связи. Появляются научные представления о Земле в целом, основанные на материалах сухопутных и морских экспедиций. Это предполагает рассмотрение процесса становления географии как самостоятельной науки, эволюцию ее важнейших методологических положений, основных концепций и актуальных проблем современной мировой географии. При анализе истории мировой географии, в основу положен принцип – дать краткие очерки о людях, внесших своими идеями, географическими открытиями, исследованиями и научными трудами существенный вклад в географическую науку, и тем самым повлиявших на ее дальнейшее развитие. В первую очередь это путешественники и географы-исследователи от Древнего мира до современного периода. В ряде случаев большой вклад в географию сделали специалисты сопредельных областей знания. Поэтому в книге приведены имена ученых в области философии, гуманитарных и естественных наук, астрономии, физики, математики и других отраслей знания, повлиявшие на становлении географической науки. В очерках об этих ученых главное внимание обращено не на биографические данные, а на их конкретный вклад в географическую науку, открытие новых территорий и акваторий, выяснение закономерностей взаимодействия природы и общества, разработку новых методов исследования, создание научных концепций и теорий. В данное издание вошли очерки о представителях различных ветвей географии. В первые века развития отечественной и зарубежной географии большинство путешественников и географов ставило своей целью, главным образом, открытие новых земель и первоначальное ознакомление с неизвестными территориями, их природными ресурсами и населяющими эти земли народами. Такого рода вклад в географию сделали участники Великих географических открытий, русские землепроходцы, гидрографы Великой северной экспедиции, мореплаватели-кругосветники и многие другие исследователи. Исторический метод, принявший в географии формы генетического, палеогеографического и диахронического, имеет большое значение при сохранении ведущей роли сравнительно-пространственного метода. Генетический метод, обоснованный рядом географов, предполагает изучение происхождения предметов и явлений исходя из источников развития географических объектов. Другим проявлением исторического метода является палеогеографический, который основан на изучении следов действий разных динамических процессов на ландшафты прошлого. Причем организующим началом метода является периодизация развития – способ группировки исторических фактов по временным срезам. Для изучения взаимодействия общества и природы в разных регионах разрабатывается диахронический метод, который позволяет связать исторические срезы и определить общие тенденции развития географического объекта за историческое время. Исторический метод тесно связан с принципом историзма, который заключается в изучении явлений с учетом конкретно-исторических условий, с учетом условий того времени, когда происходило событие. При изучении исторического среза развития следует рассматривать явление в той среде, которая существовала в изучаемое время. Так, рассматривая пространственную дифференциацию ландшафтов прошлого, необходимо учитывать наличное тогда распределение суши и воды, общую циркуляцию атмосферы того времени, стадию развития органического мира, климатический цикл, уровень развития производительных сил и связанных с ними способов природопользования. Н. Н. Баранский подчеркивал, что для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого. Отмечая большое значение для географии исторического подхода, В. П. Максаковский пишет: «Он позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов, познать тенденции и закономерности их развития, вскрыть временной аспект территориальных комплексов разных рангов, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности. Без применения исторического подхода географам было бы значительно сложнее переходить от регистрации фактов, от функции описания к функции объяснения и характеристики» (Максаковский В. П. Географическая культура. – М., 1998. – С. 189). Первые фундаментальные работы по истории научного географического знания и географических исследований Земли написали классики географии. Так, среди зарубежных географов, блестящую картину истории исследований земной поверхности с древнейших времен до эпохи Великих географических открытий впервые дал выдающийся немецкий географ А. Гумбольдт во втором томе своего главного, классического труда «Космос», изданном в 1847 году. Его современник и соотечественник, великий географ XIX века К. Риттер в Берлинском университете впервые в мире читал курс лекций по истории развития землеведения в древнем мире и в средние века. Эти лекции, уже после смерти Риттера, были частично опубликованы его учениками (Риттер К. История землеведения и открытий по этому предмету: Пер. с нем. СПб.,1864). Одним из наиболее авторитетных трудов по истории мировой географической науки является книга французского географа Вивьен де сен-Мартена (Vivien de Saint Martin. Histoire de la geographie et des decouvertes geographiques depues les temps plus recules jusqu'a a nos jours Paris, 1873). Однако в ней автор основное внимание уделяет истории географических открытий и сравнительно мало – истории географической мысли, географического знания. Среди подобных работ особое место занимает труд известного немецкого географа А. Геттнера «География, ее история, сущность и методы» (впервые издана в 1927 г., в переводе на русский язык – в 1930 г.). Это произведение содержит краткий, но достаточно глубокий очерк истории мировой географии, с перечнем важнейших ее трудов – с древнейших времен до начала XX в. Большая заслуга в развитии историко-географических наук принадлежит многим отечественным ученым, прежде всего выдающемуся географу Д. Н. Анучину, который в 1885 г. впервые в России читал курс истории мировой географии как науки, пытаясь представить эту историю как историю возникновения и развития географических идей и понятий. Главную задачу своего учебного курса он видел в том, чтобы дать наглядное понятие о том, как вообще слагалась наука о Земле, как прояснилось в этом отношении самосознание человечества, с какими трудностями и заблуждениями должно оно было бороться, какими – часто весьма окольными – путями оно шло к истине и свету. Первую сводку по истории географического изучения территории России с древнейших времен до второй половины XIX в. дал Г. И. Танфильев в первом томе своего труда «География России» (Одесса, 1916). Большую ценность представляют работы П. П. Семенова-Тян-Шанского и Л. С. Берга, много лет возглавлявших Географическое общество в нашей стране. Деятельность этого Общества и – одновременно история русской географической науки, русских географических открытий во второй половине ХIХ и первой половине XX вв. нашли глубокое отражение в целом ряде их трудов. К сожалению, упомянутые работы сейчас мало доступны для большинства читателей ввиду отсутствия новых переизданий. Поэтому для глубокого и полного изучения материала рекомендуем обратиться к более доступным работам отечественных и зарубежных ученых второй половины XX в. – О. А. Александровской, В. А. Анучина, Н. А. Гвоздецкого, М. М. Голубчика, Н. Е. Дика, С. П. Евдокимова, В. А. Есакова, А. В. Ефимова, И. М. Забелина, А. Г. Исаченко, Д. М. Лебедева, И. П. Магидовича и В. И. Магидовича, Г. Н. Максимова, Н. К. Мукитанова, Ю. Г. Саушкина, Н. С. Суховой, Н. Г. Фрадкина и др., из зарубежных авторов – К. Грегори, П. Джеймса и Дж. Мартина, Р. Дж. Джонстона и к коллективным трудам по истории географии («Очерки истории географической науки в СССР». М., 1976 и др.), справочным изданиям и словарям. Из последних трудов по истории географии следует отметить учебные пособия М. М. Голубчика, С. П. Евдокимова, Г. Н. Максимова «История географии» (1998) и В. Т. Богучарскова «История географии» (2006). В генерализованном виде, обобщая названные и другие труды по истории географии, можно выделить следующие крупные этапы развития географии. Первый этап – с древнейших времен до середины ХVII в. Этот этап характеризуется первоначальным накоплением географических знаний. В общих чертах была изучена почти вся поверхность Земли, зародились многие важные для географии идеи и представления, унаследованные и развитые другими поколениями ученых. Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли. (Парменид, VI-V вв. до н. э., Аристотель, IV в. до н. э., Эратосфен, III-II вв. до н. э.). На этой основе возникло представление географической зональности (Эвдокс, IV в. до н. э., Посидоний, II-I вв. до н. э., Страбон, I в. до н. э. и др.). Философская мысль подошла к идее изменений земной поверхности (Гераклит, VI-V вв. до н.э.). Зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология. Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, Г. Лейбниц), тектонических процессах (Н. Стенон). В конце первого этапа появляются первые обобщающие накопленные географические знания – труды, имеющие теоретический характер (Б. Варениус и др.) Второй этап – с середины ХVI до середины ХIХ вв. Для становления географической науки чрезвычайно важно то, что этот этап заканчивается формированием эволюционных представлений в естествознании. Осознается идея глобального единства природы земной поверхности. География начинает преподаваться в школах и университетах. Однако усиление ее дифференциации приводит к углублению кризиса единой географии, поставившего под вопрос существование ее как науки. Вместе с тем активно развиваются дисциплины, изучающие отдельные компоненты природы. Начиная с ХVIII в. интенсивно развиваются экспериментальные науки и техника, формируются новые отрасли естествознания, обогащающие географию, стимулирующие географические исследования. Рост производительных сил и расширение промышленного производства способствуют активному географическому изучению природных условий и ресурсов. В географии прочно внедряется исторический подход. Третий этап – с середины XIX до 20-х годов XX вв. Этот этап знаменуется преодолением кризиса единой географии, оформлением хорологической (А. Геттнер) и генетической (В. В. Докучаев) концепций, созданием основ учения о географической оболочке и учения об экономическом районировании, разработкой начал ландшафтоведения. Для географов все более интересным становится изучение прошлого природы земной поверхности, так как задача объяснения строения и изменений, происходящих в географической оболочке может быть решена только путем сочетания пространственного анализа с историческим. Этому способствовали традиции русской географии, начиная с М. В. Ломоносова, первым введшего в трактовку географических явлений идею развития, блестяще продолженные в работах В. В. Докучаева (применительно к рельефу и почвам). Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из естественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической географии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и антропоэкологическая парадигмы. В это же время в университетах основываются кафедры географии, географические факультеты, а также создаются специализированных научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ. Четвертый этап – с 20-х годов XX вв. по настоящее время. На этом, новейшем, этапе своего развития мировая географическая наука проявила себя как важная составляющая всего процесса научно-технического и культурного развития человечества. Основные тенденции ее развития определялись необходимостью решения вставших перед человеческим обществом сложных задач, особенно в системе «природа-общество», потребностью углубленного познания закономерностей природной среды Земли и ближайшего космоса, исследования актуальных проблем пространственной организации производительных сил, расселения и движения населения планеты, социально-политического развития стран и регионов мира. Круг интересов географии претерпевает изменения в соответствии с изменениями сферы господствующих интересов общества: поиски возобновимых ресурсов – оценка природных ресурсов слабообжитых пространств – «территориальная организация производства» («лэнд-юз», «индустриализация», «ТПК») – «организация социальной жизни общества» – совершенствование сотворчества общества и природы. В этой связи менялось и представление о статусе географии в системе наук. В 70-е годы ХХ в. проявляется стремление принять идеологию наук о человеке и, прежде всего социологии. В географии этого периода ярко выражен интерес к вопросам единства и целостности науки, комплексным проблемам и исследованиям. Происходит становление геокомплексной парадигмы, связанное со статическим (морфологическим) и палеографическим (генетическим) изучением ландшафтов, а также экологической и геоструктурной парадигм. Динамично развиваются основные направления региональных исследований. Широко внедряются такие общенаучные подходы и методы, как математическое моделирование, системный анализ и др. Значительное влияние на формирование основных направлений и совершенствование методов географических исследований во второй половине XX в. оказала научно-техническая революция. Для этого этапа, в частности, характерна так называемая «количественная революция» в географии, начавшаяся в 1960-х годах и выразившаяся в активном применении математических и статистических методов в географических исследованиях (с использованием компьютерного программирования). Важно также отметить поиски географами пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселении населения («теория центральных мест», теория «полюсов роста» и «центров развития» и развитие «региональной науки»). В мировой географии выделяются три основных подхода к познанию объекта науки – пространственный, региональный комплексный и эколого-географический. К концу XX в. география заняла одно из ведущих мест среди отраслей знания в изучении проблем природопользования, глобальных и региональных проблем взаимодействия общества и природы, совершенствования территориальной организации жизни общества. В данной книге использована периодизация, предложенная А. Г. Исаченко (1971). Он выделяет 7 основных периодов в развитии географических идей: I – география в эпоху рабовладельческого строя; II – география средневековья; III – эпоха Великих географических открытий и начало нового времени (XV в. – последняя треть XVIII в.); IV – география нового времени (последняя треть XVIII в. – конец XIX в.); V – зарождение современной географии (конец XIX – начало XX вв.); VI – география новейшего времени (1918–1945 гг.); VII – современная география (с 1945 г. по настоящее время). Учебное пособие «География и географы: история развития географического знания» предназначено для студентов и аспирантов обучающихся по специальности «География», «Геоэкология», также для студентов и преподавателей географических факультетов университетов и педагогических ВУЗов, учителей географии средних школ, магистрантов и аспирантов и широкого круга специалистов в области истории науки. |